Каждый верующий мусульманин знает, что пятикратный намаз – это наша обязанность перед Всевышним Аллахом. О достоинствах молитвы и награде, которая обещана за нее, также всем известна. Намаз является ключом к нашему успеху в этом мире и в вечной жизни. Но на деле люди относятся к намазу по-разному: кто-то читает его автоматически, другие пытаются сосредоточиться, третьи читают намаз и представляют, что общаются с Аллахом. Наше отношение к намазу не просто часть молитвы, это и есть суть молитвы. В намазе мы выражаем нашу смиренность перед Всевышним Аллахом, мы воздаем Ему хвалу, просим у Него помощи, просим поддержки, мы просим Всевышнего Аллаха наставить нас на истинный путь. В Коране сказано: «Воистину молитва предостерегает человека от всего порицаемого и предосудительного…» (29:45). Но всегда ли так происходит? Пропускаем ли мы наши слова в намазе через наше сердце? Если мы делаем намаз, и этого не происходит, значит мы делаем намаз не так, как это следует делать. Значит мы не вкладываем в намаз нашу душу и читаем его без всякого смирения перед Всевышним. К сожалению, среди наших частых недостатков – небрежное отношение к намазу. Речь идет не об отказе от намаза вообще, а речь об отсутствии чувства наслаждения молитвой и отсутствии сосредоточенности в намазе. Когда мы что-то делаем постоянно, мы начинаем это делать на автомате, теряя при этом качество нашей молитвы. Аяты и хадисы напоминают нам о том, что сосредоточенность и смирение сохраняют намаз и являются залогом большой награды от Аллаха. Посланник Аллаха, да благословит Аллах и приветствует, сказал: «И ты не получишь от намаза ничего, кроме того, что ты понял из него». Если человек отвлекается сердцем или взглядом в намазе, Аллах отворачивается от него. Однажды Пророка спросили про лишние движения в молитве. Он ответил: «Это то, что ворует дьявол из молитвы раба».
Того, кто отвлекается во время молитвы, можно сравнить с человеком, который пришел на встречу к правителю, но во время беседы отвлекается, не вникает в суть разговора. Разве станет правитель благосклонным к такому собеседнику? Если мы хотим сохранить свой намаз и получить от него удовольствие и максимальную пользу, мы должны стараться быть сосредоточенными во время намаза. Сосредоточенность требует определенных усилий, но если помнить о ее значимости, то оставаться смиренными в намазе будет легко.
Халатность к молитве может выражаться также в откладывании ее чтения на конец отведенного времени, торопливое поверхностное совершение намаза. Ошибка многих мусульман в том, что зачастую мы составляем свои планы без учета намаза. Хотя на самом деле должно быть наоборот, намазы – это самые важные пункты нашего плана на каждый день, под которые должны подстраиваться остальные наши действия. Когда наши молитвы в хорошем состоянии, то и все другие дела в жизни так же идут с легкостью. Всевышний Аллах сказал: «Счастливы верующие, которые в своих молитвах сосредоточенны» (23:1-2).
Для Посланника Аллаха (мир ему) намаз был самым большим наслаждением в этом мире. Он говорил: «Отрада (прохлада) очей моих сделана в молитве». Чтобы намазы не превращались в механическое действие, от которого мусульманин в итоге ничего не получит, кроме траты сил и времени, очень важно каждый намаз читать с чувством смиренности, трепета, преданности перед Всевышним Аллахом. Ведь для тех, кто относился к ней со всей ответственностью и стремился к полному смирению в ней, она будет светом, доказательством в его пользу и спасением в Судный День. А для пренебрегавшего ею, она не будет ни светом, ни доказательством в его пользу, ни спасением. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в День воскресения расчет с рабом Аллаха прежде всего будет произведен за его молитвы, и если они будут хороши, он преуспеет и добьется желаемого, а если окажутся негодными, то он потерпит неудачу и понесет убыток».
Фанис Салахетдинов,
первый заместитель председателя ДУМНО,
ректор Нижегородского исламского института им. Х.Фаизханова