О подмене религиозных ценностей

В последние года заметно увеличилось количество религиозных межлисов (собраний единоверцев) с приглашением артистов, ведущих и певцов, и здесь прослеживается подмена многих религиозных ценностей и понятий.

На «современных» межлисах функция и статус имама обретают второстепенную роль. Религиозное лицо, наставник превращается в обычного наблюдателя, которому тамада/ведущий даёт слово, имам не управляет процессом. Гости выполняют просьбы ведущего, хлопают в ладоши, слушают музыку. За всем этим имам безмолвно сидит и наблюдает, ждёт пока тамада даст ему микрофон для чтения Корана.

Кто-то сейчас удивится: Как такое возможно? Почему имам не делает замечание? Разве межлис не должен вести имам?

Это наболевший вопрос, поэтому позвольте поделиться со своими мыслями.

Что такое межлис? Хороший вопрос.

Для нас мусульман, межлис — это собрание верующих по угодному Всевышнему случаю, начинающееся с произношением имени Аллаха Тагаля (Бисмилля) или чтением Досточтимого Корана. Основные атрибуты межлиса — присутствие имама, угощение гостей халяльной (дозволенной) едой с точки зрения ислама, раздача милостыни и дуа (мольба) в конце.

С точки зрения характера межлисов, то некоторые из них проводятся по случаю радости в мусульманских семьях (никяхи/бракосочетания, имянаречения), а некоторые, наоборот, по случаю утраты близких (поминки/тагзия).

Дозволено ли называть межлисом собрания, где совершаются грехи — распивается алкоголь, поют полуобнажённые артисты?! Наверное да. Раньше наши дедушки и бабушки подобные собрания называли «шайтан мэжлесе», т.е. «собрание шайтана» и «аракы межлесе» — «алкогольное собрание», тем самым предостерегали молодежь от присутствия на подобных мероприятиях.

Как правило, на юбилеях, вечеринках, где играет музыка, там распивается и алкоголь.

В современных богословских кругах имеется два распространенных мнения по поводу дозволенности музыки и песен. В дореволюционной России джадиды «реформаторы» и кадимиты «консерваторы» вели между собой дискуссии по этому вопросу.

Первые — джадидиты — склонялись к дозволенности, они рассуждали так: если полностью запретить музыку, то сработает эффект пружины — молодежь, наоборот, всецело оставив религию, поменяет приоритеты в жизни. Подобные суждения имеют место в трудах муфтия Ризаэтдина Фахретдина.

В книгах известного татарского богослова Ахматхади Максуди, наоборот, межлисы с сопровождением музыки называются распутными.

Речь не о запретности или дозволенности музыки на «аракы собраниях», светских юбилеях, концертах, вопрос сугубо о религиозных межлисах, куда помимо имама приглашаются ведущие/певцы.

Не нужно путать мунажаты, нашиды (распевание назидательных текстов без музыки) с обычными песнями. Если посмотреть значение слова нашид в энциклопедиях, то прочитаем следующее:

«Нашиды — это пение исламской направленности, исполняемые без музыки, опираясь только на человеческий голос».

Многие путают два понятия «песня» и «нашид», музыканты пытаются выдать песни, возможно на религиозные темы, за нашиды, что является ошибкой, они используют музыкальные инструменты, синтезаторы и баяны.

После того, как мы поняли большую разницу между песнями и нашидами, остановимся на песнях. Имеются фетвы, где учёные дозволяют слушать народные песни, в которых нет призыва к безнравственности. Для их исполнения имеются определенные места, клубы, стадионы, определенные площадки. Считаю, что исполнять песни на религиозных мероприятиях, а именно на Коран-межлисах, никяхах, имянаречениях не позволительно. Нельзя путать светские мероприятия и религиозные. Кто берет во внимание фетвы о дозволенности народной музыки, то пожалуйста, приглашайте этих исполнителей на светские мероприятия. В религиозных межлисах должен читатся только Коран, и межлисы должны вестись не ведущими/тамадой, а только имамами.

Отсутствие порицания со стороны имамов безнравственных вещей приводит к распространению грехов в обществе. Мы знаем и убеждены, что призыв к одобряемому и порицание предрассудительного является прямой обязанностью каждого верующего. Имам будет спрошен в Судный день в первую очередь за исполнение своих должностных обязательств.

Имам, закрывая глаза на грехи, подрывает свой авторитет и авторитет религии. Слово имам происходит от глагола «возглавлять», т.е. быть главным. Имам не должен утрачивать эту функцию среди своих прихожан.
(продолжение следует).

Имам-хатыб мечети имени муфтия Абдулвахида Сулеймани
Мунир-хазрат Беюсов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *